Памятка для родителей на тему:
«Правила поведения в природе»
- Берегите растения, ведь они
– зеленые друзья планеты, ведь листья растений выделяют кислород, необходимый для дыхания.
- Помогайте взрослым сажать
цветы, кустарники и деревья.
-Не ломайте ветки, не
вытаптывайте траву, не рвите цветы.
- Не бросайте в костер куски
резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества,
которые загрязняют воздух.
- Не загрязняете воду и берега
ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
- Оберегайте открытые колодцы.
Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды
напиться».
- Необходимо сажать растения.
Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее,
увеличивают слой перегноя.
- Нужно оберегать животных,
обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.
- В парках, скверах и садах
нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они
возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.
- Нельзя распахивать почву на
очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва
смывается, и появляются глубокие овраги.
- Нельзя вырубать леса – из-за
этого мелеют реки и почва высыхает.
- На полях нужно сеять разные
растения, чтобы почва не истощалась.
- Если вы оказались в лесу или
на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под
ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и
воздуха, которые необходимы растениям.
- Запомните правило: нужно
стараться ходить только по тропинкам!
- Не рвите полевые цветы, не
собирайте их букеты.
- Не ломайте ветки деревьев и
кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
- Не ловите
насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например: божьих коровок). Ведь они
опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
- Не разоряйте муравейники.
- Оберегайте птиц, не
заглядывайте в их гнезда, не трогайте яйца. Весной и в начале лета не берите в
лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы.
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не
прибивайте кормушку к стволу дерева. Зимой сметайте с кормушки снег.
- Не кладите в кормушку куски
хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки
подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба,
кусочки не соленого сала.
Помните: птицы – друзья растений,
они спасают растения от
насекомых-вредителей.
- Перед тем как собирать в
лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые
занесены в Красную книгу.
- Берегите редкие виды
лекарственные растений, например, ландыш майский, который зацветает на 28-30-й
год жизни, валериану, первоцвет и многие другие.
- После пикника нужно убирать
за собой весь мусор, не оставляя его в лесу.
Не бегайте, не шумите в лесу,
не беспокойте птиц и зверей
«Детское экспериментирование как метод
обучения»
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Экспериментирование может использоваться в
различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им
нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые
открытия, учатся объяснять и доказывать.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях . Ставят опыты , учатся выдвигать новые задачи и
самостоятельно решать их.
Взрослым следует создать условия для
экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория,
укомплектованная всем необходимым.
В ходе экспериментально-познавательной
деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством
проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно
овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка
интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует
познавательную активность и любознательность , активизирует восприятие учебного
материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических
знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием
и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые
результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать
сложные предложения. Делать выводы. Многократное повторение одних и тех же
опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм
действий, четкость выполнения определённых операций, аккуратность в работе.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща
ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и
явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет
ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные
действенным путём результаты, сопоставить их. Классифицировать и сделать выводы
о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента, в отличии
от мыслительного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от
непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности;
развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному
выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и
любознательность ребёнка.
Развитие способности детей
экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены
демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных
видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми
самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
В обыденной жизни дети часто сами
экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они
разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в
сильный мороз металлические предметы и т.п. но опасность такой
«самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами
смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для
ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих
предметов, с законами жизни природы и с необходимостью их учёта в собственной
жизнедеятельностью.
В ДОУ
приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания
базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в
увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в
формализованном виде. Эксперимент в д/с
позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с
различными способами измерения, с правилами ТБ при проведении эксперимента.
Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы
знаний и умений, полученных в специально-организованных видах деятельности, и
создают новый продукт – постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п.
Элементарное экспериментирование доступно
уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием
обследуют песок, глину, тесто , бумагу, гипс, дерево, ткань, краски, познавая
их полезные и вредные свойства; плещутся
в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок,
запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в
воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри. Дети учатся
активно применять полученные знания в играх. Игры с песком и водой не только приносят детям радость и
эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей,
развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение,
мышление, фантазию, речь.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети
уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются?
Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение
пьёт? И т.п.
Круг явлений, с которыми экспериментируют
старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита. Узнают, что
такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать
его, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки». Они с интересом
открывают законы движения, инерции и пространства.
Живая природа – это тоже объект
исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, какие грибки всегда
голодные, как распускаются цветы…
Опыты позволяют многое узнать и о человеке:
«Проверим слух», «Гибкая косточка», «Цвет кожи», «Почему храпит человек?» и др.
Приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой,
экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие
способности и в дальнейшем – в школьные годы.
Итак, в процессе детского
экспериментирования дети учатся:
·
видеть и выделять
проблему;
·
принимать и
ставить цель;
·
решать проблемы:
анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи,
сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать
средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять
эксперимент;
·
высказывать
суждения, делать выводы и умозаключения;
·
фиксировать этапы
действия и результаты графически.
Поощряя
детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и
направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию
детских способностей в процессе экспериментирования.
Роль и развитие опытно -
экспериментальной деятельности у детей
дошкольного возраста»
Роль
развития опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
очень велика. Детское
экспери-ментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных
способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является
ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица
гласит:
" Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму
".
Усваивается всё прочно и надолго, когда
ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на
создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность
вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на
вопросы " как? " и " почему ? ", удовлетворить присущее ему
любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что
позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование
пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия,
прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Например: многие дети
плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка - Любознайка, который
вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко, по
выбору, сироп, варенье, джем. На прогулке юные исследователи решают другие важные
проблемы: что произойдёт со снегом в помещении, как освободить бусинки из
ледяного плена и т. п.
Дошкольники
учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и
проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети
испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство
удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может
послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для
поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в
которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.
Дети
младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином
Уголка может быть Зайчик - Любознайчик, который хочет всё узнать и всем
интересуется.
Занятия с элементами экспериментирования с
детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от
открытий, поэтому их гостями могут быть Хрюша - Удивлюша, Утёнок - Удивлёнок .
Дети старшего возраста задают много
вопросов:
" Отчего? ", " Почему ? ",
" Зачем ? " вместе с ними этим может заняться озорная девочка
Почемучка, живущая в их группе.
Эти "
герои" могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие
вопросы приносить интересные вещи юным исследователям. Вместе с детьми герои
могут составлять правила работы с различным материалом.
Реализация задач по экспериментированию в
полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и
семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации, Дни
открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении,
пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять познавательные
интересы экспериментированием в домашних условиях.
Главная задача
педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиями.
Эксперимент в детском саду.
Мы живем в стремительно
меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения,
мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые
возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они
были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации,
нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее,
осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Проблема развития
интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных
образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные
способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как
таковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы
обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого
воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства
предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от
найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает
окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать
практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных
технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании,
можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея,
составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на
результат, который получается при решении той или иной практически или
теоретически значимой проблемы.
Использование метода
проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить
самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном
пространстве, развить критическое мышление. Большой интерес представляет для
детей экспериментирование.
Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на
протяжении всего дошкольного возраста.
Поставив перед собой цель - развивать познавательные
способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в
работе с детьми проектно-исследовательских методов.
На этом этапе мы
использовали разнообразные методы и приемы, применяли технологию ТРИЗ,
организовывали экспериментирование, широко использовали метод проектов.
Использование моделей и
схем, по нашему мнению, позволяют осмыслить и систематизировать полученные
знания.
В процессе использования
моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать,
кодировать, моделировать. Дети с удовольствием кодируют сказки, играют в игру
«Найди клад», где используют нарисованную карту - схему, рисуют план группы,
детского сада, нашего района и задают друг другу разные вопросы. Например, как
быстрее добраться от нашего детского сада до детского парка? Скажи словами, как
дойти из книжного уголка к центру экспериментирования и т.д. Мальчики часто
моделируют, зарисовывают придуманные модели машин, самолетов и т. д.
Работа в уголке «Почемучки» помогла детям
расширить свои знания о свойствах твердых, жидких, газообразных веществ, о
свойствах дерева, металла и т. д. Практика работы доказала эффективность
проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.
У нас прошли интересные
проекты: «Маленький исследователь», «Знай-ка», «Неделя Науки». По окончании
работы над проектом «Неделя Науки», мы совместно с педагогами и детьми показывали
интересные опыты, где ребенок смог узнать какие науки существуют и для чего они
нужны.
Карта
интересов для дошкольников.
Уважаемые
родители!!!
Выявление интересов и
склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая
психодиагностическая работа. Воспитатель, воспользовавшись представленной
методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов до
школьников. Это в свою очередь даст ему возможность более объективно судить о
способностях и о характере одаренности ребенка. При изучении направленности
интересов дошкольников следует учитывать, что интересы у большинства детей
данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может стать
причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах
ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь, которая уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и для вас родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь, которая уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и для вас родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
«Познавательная
активность старшего дошкольника».
Развитие познавательной
активности в процессе детского экспериментирования.
Важнейший вид поисковой
деятельности - экспериментирование.
Детское
экспериментирование -
особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены
процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе
саморазвития (Н. Поддьяков).
Одно из направлений
детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты.
Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной
с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы,
которое производится в специально организованных условиях. Познавательная
задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует
анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети
высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ
решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности
сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и
умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания
причинно-следственных связей.
Очень важно, что в
процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Особенно интересно детям
экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена
цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их
развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие
растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий.
Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь Дети
фиксируют в строке «погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи,
солнце, дождь и пр.). В строке «цветы» отмечается день первого появления ростка
и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов
для сравнения и выявления причин несоответствия. В строке «уход» фиксируется,
как дети ухаживают за растением также с помощью символов (палочка для рыхления,
кружка для полива и пр.). В календаре информация кодируется, и затем на основе
анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием
растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Для того
чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы
рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети
установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается
под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая и очень хрупкая, семя в
виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под
воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.
В процессе проведения
исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей,
воспитываем активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями,
происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка в моей группе
задала вопрос: «Почему листочки свернулись?» Этот вопрос послужил толчком к
обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Что же
необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать
растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.
Работая на огороде, ребята
замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет,
крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки
деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или
на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение: какие
условия необходимы для роста растений.
Таким образом, в
организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы
(задачи).
2. Поиск путей решения
проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов
и формулировка выводов.
Исследуются и объекты неживой
природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например,
предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой
песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он
состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка
- сыпучесть.
Старших дошкольников мы
знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли,
суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными
изменениями вещества, прямолинейностью распространения света и пр.
В содержание наблюдений за
объектами природы включаются следующие моменты:
- определение строения
растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он
состоит;
- разнообразные проявления
живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы
поведения);
- определение свойств и
характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей
поверхности);
- выделение компонентов
внешней среды и их качественных характеристик.
Так, рассматривая
одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает:
цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается), какой
он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днем
раскрывается? Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в
познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте.
Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать,
различать, активно размышлять и сомневаться.
Для того чтобы наглядно
проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к
сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений. Например, в
средней группе - круговую диаграмму.
Каждый сектор окрашен в
определенный цвет: желтый - осень, белый - зима, зеленый - весна, красный -
лето. На этом «волшебном круге» отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали
дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы,
значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает
ребенку обобщать и сохранять информацию.
Мы используем, например,
такие условные обозначения:
Значки вводятся только
после наблюдений.
В старшей группе дети
фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, за животными в календаре
природы с помощью символов Творческое познание природы способствует
формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем
возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе
(т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для
того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных
процессах, работу с ними мы начинаем с 4-х лет. В этом возрасте мы развиваем у
детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы
(осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро-вечер,
день-ночь и т.д.), а также знакомим с объектами живой природы: комнатными и
дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети
приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает
познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах
вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают
птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом
возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго
наблюдать за животными и растениями.
Сущность наблюдений
заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы
восприятия - зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и
др.Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке.
Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней
среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь
на характерные признаки - форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов,
стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле,
высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу,
веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - поглощение
солнечного света. Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод
с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.
В содержание наблюдений за
животными включаются следующие компоненты:
- способы передвижения
(как и с помощью каких органов оно происходит);
- облик: части тела,
особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов;
- ориентировка в
пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются);
- как реагируют на
окружающее;
- среда обитания -
особенности местности, корм, другие животные - соседи (враги, нейтральные);
- взаимоотношения с людьми
- реакция на их появление;
- жизненные проявления в
разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас
кормов, их поиск зимой.
Помимо содержания,
чрезвычайно важно определить организационно-методические формы проведения
наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен
таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал, представления
о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть
экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое
наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной
жизни.Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным
объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла
имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но
взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и
самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях,
которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же
объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес
детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых
самостоятельных наблюдениях.
Например, цикл наблюдений
за рыбкой может включать в себя следующие направления:
1. Кто живет в аквариуме?
(Улитка, рыбки, водоросли, камешки и пр.). Какие они?
2. В каких условиях живет
рыбка? (Где она плавает, чем дышит).
3. Что и как ест рыбка?
4. Что есть у рыбки?
(Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т.д.). Почему
такое обтекаемое тело?
5. Рыбка живая. Как о ней
надо заботиться?
6. Как рыбка плавает?
(Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро).
7. Как рыбка отдыхает?
8. Аквариум с рыбками -
это красиво.
Цикл наблюдений проводится
в течение длительного времени. На неделю планируется одно-два наблюдения. Таким
образом, цикл из восьми наблюдений может быть реализован в работе, например, со
старшими детьми за 1,5-2 месяца. Составление и разработка цикла наблюдений -
это творчество педагога: его можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с
включением самых разных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются
конкретные особенности объекта природы.По каждому животному уголка природы во
всех возрастных группах составляются отдельные циклы наблюдений. Дети должны
знать и любить своих питомцев. Специальные циклы наблюдений посвящаются
представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям,
произрастающим на участке детского сада (вязу, акации, клену, сосне, тополю и
пр.), первоцветам. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть
им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы,
насекомые.
Требования
к проведению наблюдений.
1. Пространственная
организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был
максимально доступен каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель
продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в
наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок
должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе
(ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта,
услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Вдоль грядки можно
разместить всю группу (если грядка большая), а вокруг аквариума не более пяти
человек.
Воспитатель словесно
обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием -
только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
2. Восприятие любых
объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая,
интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого
усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать,
играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной
деятельности детей - 3-10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
3. Наблюдение складывается
по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо
собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие
приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать
воспитателю:
- призыв вместе посмотреть
что-то интересное;
- ласковая интригующая
интонация;
- загадка-описание,
загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая часть - основная,
она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог
предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2-3 секунды.
Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям
сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть
цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми,
загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения.
Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать, как открывает
и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза птица, спросить, что ощущают дети.
Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В
конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает
загадки о наблюдаемом объекте.
4. Необходима специальная
подготовка к наблюдениям. Например, перед тем, как наблюдать за тем, как птица
отдыхает и спит вечером, нужно включить свет с одной стороны, соблюдать тишину
и т.д. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения:
послушать, как птица поет, какие звуки издает, что означает пение птицы и пр.
“Проведение
экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”
Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально
созданных условиях.
Привлечение детей к
проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на
участке детского сада имеет очень большое значение для развития
наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного
отношения к объектам и явлениям природы.
При помощи элементарных
опытов можно показать детям такие
явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в
воду, образование радуга и т. д.
При помощи эксперимента
дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить,
что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая
разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день
оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают.
Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.
Воспитать устойчивый
интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере
положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые
обеспечивают растениям хороший рост.
Опыт проводится в
специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и
четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных
и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о
причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам у
детей развивается
способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и
умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно –
следственных связей.
Опыты должны строиться на
основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно,
чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При
обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным
выводам и суждениям.
“Научите
ребенка любить живую природу”
В мире природы ребенок
начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы,
воображение, фантазию.
Много конкретных и
доступных знаний приобретает
ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так
в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например,
что вредители уничтожают растения, что
животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные
знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является
основой умственного развития дошкольника.
Природа, которую наблюдает
ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические
чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту
живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению,
удивляться догадливости собаки.
В общении с живой природой воспитывается у детей
любовь к родному краю. Еще
одна важная задача: воспитание доброты,
человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы
взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все
поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша
любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде
всего, мы должны научиться любить
животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Источники этих знаний
- художественная
литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с
живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и
сердцем учатся малыши
понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала
посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в
лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за
муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе
воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и
ребенок участвовал в уходе за животными.
Несомненно, общение с
живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.
Консультация
для воспитателей.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности
Содержание
опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков
педагогического процесса, это:
1.
специально-организованное
обучение в форме занятий;
2.
совместная
деятельность взрослого с детьми;
3.
свободная
самостоятельная деятельность детей
Рассмотрим следующие формы
работы:
1.
Занятия;
2.
Плановые
эксперименты;
3.
Дидактические
игры;
4.
Беседы;
5.
Наблюдение и
труд;
6.
Работа в
лаборатории.
Форма организации детей
может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей
группой).
Предпочтение отдается
подгрупповой форме
организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть
случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей
ситуации или заданного вопроса , проводятся на участке или в “Уголке природы”,
плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты,
которые проводятся как
ответ на вопрос ребенка: ребенок
после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом
эксперименте можно выделить
следующую структуру:
· Осознание того, что хочешь узнать;
· Формирование задачи исследования,
продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование
результатов;
· Выполнение работы, соблюдение
правил безопасности, наблюдение
результатов;
· фиксирование результатов, анализ
полученных данных;
· словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Блок совместной
деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной
деятельности.
Здесь планируются различные опыты и
наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться
эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины
которых нужно отыскать.
С детьми проводится экологические игры, чтение
художественной и
познавательной литературы.
В блоке
организованного обучения
проводятся занятия обобщающего характера ./итоговое – проводится 1раз в месяц./
Цель: обобщить
знания, полученные детьми в
ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в
свободной деятельности.
Экспериментальные занятия
построены на совместном творчестве педагога и детей.
Они стимулируют познавательную и творческую активность
детей и в полной мере
отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Планирование работы в
блоке свободной
самостоятельной деятельности предполагает
в первую очередь создание педагогом
условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает
огромное влияние на познавательную активность дошкольника.
Дети проводят опыты в
“лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети
закрепляют в дед. Играх, а результаты опытов – в изо деятельности.
Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы.
Условно их можно разделить
на группы:
· Методы
повышающие познавательную активность.
Эти методы позволяют
формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и
углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы,
умение усвоить способ познания и применить его.
Наиболее эффективными
методами этой группы
являются - элементарный и причинно-следственный анализ,
сравнение, моделирование и
конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач,
исследование.
· Методы
повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (элементы
новизны, проблемно –игровые приемы), сочетание
разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
· Методы
коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования
(повторение упражнения, наблюдение, метод
переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа,
проблемно-поисковый метод, т.е все что позволяет выяснить, что и как поняли
дети в содержании сообщаемых им знаний).
Работа по данной теме
требует от педагога демократического стиля обобщения.
Общение с детьми, в ходе
проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный,
доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и
активному познанию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий