Методическая копилка

Конспект НОД  по опытно – экспериментальной деятельности на тему:

                 ” Волшебница вода ” 

                                      
 Задачи:
1.                Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
2.                Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
3.                Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
4.                Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
5.                Воспитывать бережное отношение к воде.


Оборудование:
·       поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы),
·       кувшин с водой,
·       кубики льда,
·       чашка,
·       чайные ложки;
·       стакан с молоком;
·       сахар для наведения сладкой воды;
·       соломки для коктейля,
·       непрозрачные пластиковые стаканы,
·       различные соки,
·       карточки – модели изображения алгоритма мытья рук,
·       опорные карточки,
·       изображающие основные свойства воды,
·       аудиозапись произведений «Аквариум» - К.Сен-Санс, «Дождик» - Г.Свиридов, «Золотые рыбки» - Р.Щедрин.


Ход занятия
Звучит музыка «Дождик» Г.Свиридова. В группе воспитатель, одетая в голубую накидку.
1-я часть.
Входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – Повелительница Воды, а как зовут вас? (дети называют свои имена)

Повелительница Воды:
Я встречаюсь с вами каждый день.
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
(стихотворение Рыжовой А.И.)
Повелительница Воды: Дети, где вы видели воду?
Для чего я  вам нужна? (ответы детей)
Повелительница Воды: Вот видите, я с вами повсюду, у меня много работы. Но я пришла сегодня отдохнуть и поиграть в свои игры. А самые мои любимые игры – с водой. Поиграем вместе?
Повелительница Воды: Дети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).

Повелительница Воды: сложите руки лодочкой. (П.В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.
Воду трудно удержать.
Она стремиться убежать.
Вывод: вода- жидкость.
Повелительница Воды: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)
Повелительница Воды: Бросает каждому в ладошки кубик льда.
Превратилась в лёд вода.
         Не стремится никуда.
Вывод: лед - тоже вода
Повелительница Воды: Ребята идемте дальше  пред нами река она глубокая и широкая. В какое время года мы сможем её перейти? (зимой)
Физ.минутка
Повелительница Воды: А теперь вкусная загадка:
«Круглое, румяное, для детей желанное» (яблоко)
Повелительница Воды: Может ли яблоко быть квадратным, треугольным?
- А вода какой формы?
- Сейчас мы посмотрим, какой формы вода. (Повелительница воды приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)
- Какой формы вода? (вода приняла форму перчатки превратилась в шар и т.д.)
- Почему вода приняла разные формы? (жидкая, текучая).
Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая. Принимает форму того предмета, в который её наливают.
Два стакана, один с водой, другой с молоком.
В. предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
- Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).
- Почему?- (вода прозрачная)
- Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)
Вывод: У воды нет запаха.
Повелительница Воды: Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)
Вывод: вода не имеет вкуса.
Повелительница Воды: Как хорошо, что есть вода.
 игра «Хорошо-плохо»
Дети отвечают:
- Вода хорошо: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.
- Вода плохо: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.
Повелительница Воды: Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. Обязательно приходите ко мне вновь, и мы поиграем в новые игры с водой




Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему:

” Что мы знаем о ветре? ”
                                                                             


Цель:
закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ; дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
учить самостоятельно, делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и изменениями в процессе экспериментальной работы, в игре – ТРИЗ, пополнить словарный запас детей такими словами как «обжигающий», «прохладный», «свирепый»;
побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; 
учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.



Материал:
таз с водой,  соломки – трубочки,  баночки с гуашью,  альбомный лист на каждого ребенка,  пустые баночки из-под шампуня;
иллюстрации (ветер, одуванчик, волны, воздушный транспорт, насекомые, птицы, летающие животные).
Литература: Венера Павлова «Сказка о ветерке», «Планета наш дом» учебник-хрестоматия для дошкольников.
                                    

Ход занятия

Воспитатель: ребята хотите ли вы побывать в лаборатории,  которые работают в лабораториях соблюдают определённые правила.
 Не кричат
Не трогают без разрешения оборудования
Работают на своих местах
Ребята, здесь еще и загадки какие-то!
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: И что же такое воздух? Кто-нибудь видит сейчас воздух?
 (Ответы детей)
А может его и  вовсе нет?
Давайте вместе с вами докажем что воздух все-таки есть.
Почему мы не видим воздух?
Как можно почувствовать воздух? (движением руки, или с помощью баночки из под шампуня)
Есть ли в человеке воздух? Докажите.
Какого цвета воздух? Какие еще предметы бесцветные(прозрачные).
Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса?
Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Воздух –невидимый, бесцветный, не имеет  форму, вкус и запах.
(показ мнемосхемы)
Отгадайте загадку:
Я березу качну
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Без рук, без ног,
 По свету рыщет,
Поет да свищет (Ветер)
Чтение сказки «Сказка о Ветерке»
Обсуждение прочитанного.
.О чем сказка? Что услышал Воздух? Почему Воздух не увидел ветер? Что умеет Ветер делать? (гудеть в трубе, дуть, кружить листья, качать деревья, свистеть, звенеть).
Так что же такое ветер?
Ветер – это движение воздуха.( мнемосхема).
Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики,  если султанчики гнуться значит, дует ветер. Можно открыть форточку: ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола.
 Воспитатель: На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шелестеть листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. Зимой ветер холодный, обжигающий, свирепый. Иногда он хулиганит : ломает деревья, сносит с домов крыши. Много разных дел умеет делать ветер – и хороших и плохих. Вообще-то увидеть сам невозможно. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Показываю два «портрета» ветра). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?
Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может вас превратить в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочки
Игра-превращалочка
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище –ствол
Наши руки – это ветви
Наши пальцы – это листья
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Вокруг себя повернитесь
И обратно превратитесь!
Часто в сказках люди наделяли ветер волшебной силой, его сравнивали  с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любой уголок земли. В природе ребята есть летающие семена, которые путешествуют вместе с ветерком. Это одуванчик, береза, тополь. Вместе с ветерком летают насекомые, птицы, летающие животные. Человек тоже хотел подняться в воздух. Что придумал он чтобы летать по воздуху?(Ответы детей).
Воспитатель: а теперь оправимся к нашему морю. Посмотрите на море, какое сейчас море?
Дети: Тихое, спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили
дети: на море нет волн, вода не движется
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие Волны(дети дуют)
Воспитатель : Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на воду лёгкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель: Почему кораблик не плывёт?
дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Надо чтобы подул ветер.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: Парус – это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой.
Воспитатель: Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует сильный ветер и на море начнётся шторм.
Дети: Ветер может перевернуть кораблик.
Воспитатель: Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плаванье под  парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надёжные корабли, которые приводиться в движение не ветром, а мотором.
  А если б вам можно было, на какое- то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
  представьте, что у вас появились волшебные очки, и вы смогли рассмотреть не видимое. Нарисуйте свой ветер, выдувая краску из трубочки.
Дети рисуют. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характере.




Конспект сценарий музыкальной сказки
для детей старшего дошкольного возраста
«Пожар в лесу!»

( области “Безопасности”, “Музыка”, “Коммуникация”)





Цели и задачи:
1.     Закрепить представление детей о правилах противопожарной безопасности.
2.     Формировать навыки поведения при возникновении пожарной ситуации.
3.     Развивать музыкально-художественную деятельность.
4.       Воспитывать бережное отношение  к природе


Предварительная работа:
Подбор атрибутов и костюмов, распределение ролей.

Оборудование:
Домик, несколько елей, игрушки, телефон, цветы, лейка, веник, набор чашек для чая.


Действующие лица: Мама-зайчиха, три зайки, непослушный зайчонок, Волк, Ежик, лягушки-пожарные.


 На лесной полянке стоит домик.
 Ведущая.
В лесу пожар случился как-то раз,
О нем услышите сейчас рассказ!
Зайчиха в доме с зайками жила
И за едой однажды в лес пошла.
Выходит Зайчиха с зайчатами.
Зайчиха (поёт).
"Встала я сегодня рано,
За едой чтоб в лес пойти.
Пожелайте же, зайчата,
Вы мне доброго пути.
2. Вас прошу: послушны будьте,
Уберите всё кругом.
Спички в руки не берите,
Не шутите вы с огнем!
1-й зайчонок.
Обещаем: вчетвером
Всё мы в доме уберем!
Зайчиха.
Ну, смотрите, не шалите
И меня к обеду ждите.
Зайчата. До свидания, мамочка!
Зайчиха. До свидания, детки!
Зайчиха уходит.
2-й зайчонок.
Мама из дому ушла -
Надо браться за дела!
Непослушный зайчонок.
А мне неохота - 
Подождет работа.       
3-й зайчонок.
Стыдно, брат, так поступать,
Стыдно маму огорчать!
Непослушный зайчонок.
Хватит вам меня учить,
Помогу я, так и быть.
1-й зайчонок.
Все игрушки в доме сам
Я расставлю по местам.
2-й зайчонок.
Я сейчас полью цветок.
Под музыку польки зайчата начинают тру­диться: убирать игрушки, поливать цветы, под­метать пол.
1-й зайчонок.
Ну вот, все сделано,
Давайте пить чаек!
2-й зайчонок.
Но как же чайник
Будем мы разогревать?
Ведь мама строго
Не велела спички брать!
Непослушный зайчонок.
Подумаешь!
Какая ерунда!
Нам спичка-то нужна всего одна.
Тем более я видел много раз, Как мама в кухне зажигала газ.
3-й зайчонок.
А может быть, не надо?   
Я боюсь!
Непослушный зайчонок. Да ты, я вижу, про­сто трус!      
Непослушный зайчонок заходит в домик.
1-й зайчонок. Наш братец все же спички взял!
Зайчата (все вместе).
 Ох, не случился бы пожар'
Из домика слышится крик.
Непослушный зайчонок.
Ои-ой-ой-ой! Обжёгся я!   
Упала спичка у меня!      
Горит наш дом! Скорей сюда!
Зайчата бегут в домик, на крыше которого
         поясняются языки пламени. (Их можно сделать
         из красной бумаги или ткани.)      
Зайчата (громко).
Пожар! Пожар!
Вбегает Волк и грозно смотрит кругом
Волк. Ну, кто здесь громко так кричал?
(Оглядывается, замечает горящий домик)
Да у зайчихи в домике пожар!     
Эх, значит, я напрасно прибежал.
(Притворяется огорченным. Поёт.)

Как я зайчиков люблю,
Все об этом знают!
Жалко, жалко, что они
 Все в огне сгорают

Видно, спичками они
Баловаться стали,
И теперь их дом горит.
 Зайки, вы пропали!

Зайчата уж, наверное,
 Поджарились давно.
А мне такую пищу                      
Есть запрещено
 Живот от жареного
Сразу заболит...
Лесной наш врач сказал,
Что у меня гастрит.
 Ничем помочь я не могу
-Свою я шкуру берегу!
Ну, а поэтому я лучше убегу.
Волк убегает.
Зайчата.
Спасите! Помогите! Мы горим!  
Вбегает Ежик, принюхивается.
 Ежик. Я чую где-то дым!       
(Оглядывается)
Теперь я вижу - здесь огонь!      
Да это же горит зайчихин дом!
(Решительное)
Сейчас же надо позвонить
И о пожаре сообщить!
(Подбегает к телефону, висящему на дереве. Набирает номер.)
Ноль один!
Пожарные, спешите на опушку!
 Горит здесь заячья избушка!
 (Вешает трубку и подбегает к домику.)
Из дома, зайки, выходите.
А не то сейчас сгорите!
 Ежик быстро выводит зайчат из домика. Появляются лягушки- 
 пожарные. У них в руках красные ведерки с надписью «01».
Лягушки обега­ют зал и встают возле домика.
1-я лягушка.
На пожар мы поспешили
Сразу, как нам позвонили;  
          2-я лягушка.              
Действовать сейчас нам нужно 
Очень слаженно и дружно! 
3-я лягушка.
Мы зальем огонь водой,
Быстро справимся с бедой!
Поворачиваются к домику, тушат огонь.
4-я лягушка.
Вот и все, пожар мы потушили,
         Хорошо, что мы так поспешили!  
Лягушки (поют).
1.Мы, лягушки-попрыгушки,
            От пожара лес храним,
            Чтоб огонь не зажигал,
            Очень зорко мы следим.
Припев:
Если что-то загорелось,
Мы на помощь к вам придем.
Только лишь пожар начнется,
Тут как тут мы вчетвером!
2.Потушить пожар мы можем,
             Помогает нам вода.
             Знает каждый: без нее нам
             Обойтись никак нельзя!  
Припев.

Вбегает взволнованная Зайчиха.
   Зайчиха.
   Я, как узнала о пожаре
   Домой скорее побежала! 
    (Обнимает зайчат.)
    За вас, зайчата, волновалась я!
   (Обращается к лягушкам и Ежику.)
    За помощь всем спасибо вам, друзья!
    1-я лягушка.
     Причина возгорания
    Детское непослушание.
     2-я лягушка
     Вовремя Еж сообщил о пожаре:     
          Еще бы немного - и зайки пропали!
          3-я лягушка.
          В любое время дня и ночи
Мы от пожара вас храним!
4-я лягушка.
И если что-то загорится, 
Звоните быстро - «ноль один»!  
Все участники сказки выходят на сцену и чи­тают по очереди:
Чтобы не было пожаров,   
Не горели бы дома,
 Не берите, дети, спички
Вы без спросу никогда
Хоть огонь нас согревает,
Но бывает и жесток.
Очень быстро он сжигает!
Осторожней с ним, дружок!
Даже малую бумажку
Никогда не поджигай!
Береги деревья, пташек
 -Все вокруг оберегай!




Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Вода, ее роль в жизни человека»

  
Задачи:
·                     Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, познакомить детей со свойствами воды: не имеет формы, одни предметы растворяет а другие нет; вода-это жидкость, может находиться в трех состояниях : твердом, жидком и газообразном; на цвет- прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
·                     Развивать мышление, познавательную активность детей в процессе экспериментирования, активизировать и обогащать словарь существительными, прилагательными по данной теме.
·                     Развивать социальные навыки, учить отстаивать свою точку зрения, учитывая мнения своих товарищей по группе.
·                     Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.
·                     Прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, использование ассоциативно - дидактических игр, проведение опытов и экспериментов по теме «Вода, ее роль в жизни человека», рисование по данной теме, ведение индивидуальных альбомов по экспериментированию.

Материал: клубок ниток синего цвета, иллюстрации с изображением воды, оборудование для проведения опытов, иллюстрации с изображением «состояний воды», индивидуальные альбомы по экспериментированию, цветные карандаши и мелки, персонаж - «Каплюшка» (грустная и веселая), аудиозапись шума воды, аудиозапись для релаксации «Сосулька».

Для проведения опытов: вода, баночки различной формы, краска, кисточки, речной песок, соль, камушки, мерные ложки, прозрачные стаканчики.

Ход

Дети входят под спокойную музыку в группу, воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть в игру « Волшебный клубочек».
В. -Только сегодня клубочек у нас будет родничком, а когда мы его будем раскручивать, он превратится в реку. Река наша добрая, течет ровно, спокойно и давайте скажем друг другу пожелания-напутствия: Я желаю…. Я надеюсь…
Дети, разматывая клубочек, говорят друг другу ласковые напутствия - пожелания.
В. -Так давайте же будем дружными, внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.
Под музыку воды входит персонаж Каплюшка (очень грустная)
К. - Здравствуйте, ребята!
Д. -Здравствуй, Каплюшка! А что ты такая грустная?
К. - Я потеряла своих сестер – капелек и не знаю, куда мне идти и что делать? А вдруг я высохну или замерзну, или еще что – нибудь со мной случится, как же я найду своих сестер? Вы мне можете помочь?
В. - Каплюшка , мы знаем, как тебе помочь, мы тебе расскажем и покажем, где ты можешь встретить своих сестер .
В. -Наши ребята знают очень много о воде и тебе помогут. Присаживайся и слушай!
В. -Из чего состоит Каплюшка? (из воды)
В. -Какой бывает вода? Какие свойства воды вы знаете?(не имеет цвета, запаха, может находиться в жидком, твердом и газообразном состояниях).
Дети отвечают, показывая иллюстрации.
В. -Ребята, посмотрите на наши карточки, мы о всех свойствах воды рассказали Каплюшке? Может быть чего- то не хватает?
В. -Давайте посмотрим, какие предметы и оборудование сегодня находятся в нашей лаборатории?
Ответы детей и предположения о том, какие следует провести опыты, чтобы выяснить свойства воды. Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает: растворяет ли вода все вещества и имеет ли она собственную форму.
Перед проведением опытов дети делятся на две группы.
Одна группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества, а вторая - имеет ли вода собственную форму.
Воспитатель предлагает детям самим отобрать оборудование для проведения опытов.
-Что взяли? Какие предметы? Как будете использовать? Какую гипотезу выдвигаете? Что хотите проверить?
Физкультминутка «Мы дружные ребята»
«Мы похлопаем руками - хлоп, хлоп, хлоп      (хлопают в ладоши)
Мы потопаем ногами - топ, топ, топ                  (руки на поясе, топают ногами)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем     (поднимают руки вверх и опускают вниз)
Мы руки подаем и бегаем кругом »            (берутся за руки и бегают по кругу).
Дети приступают к выполнению опытов.
После этого один ребенок от каждой группы формулирует вывод и все дети садятся за столы и зарисовывают в своих дневниках результаты опытов, делятся впечатлениями.
Показывают это Каплюшке, ( рассказывают о свойствах воды).
Каплюшка благодарит детей за рассказ.
Релаксация «Сосулька»
Цель: снятие эмоционального напряжения, используя технику напряжения - расслабления.
Дети, стоят на ковре, ноги вместе, руки в «замке» над головой. Сжать сильно руки в « замке», постепенно расслаблять и опускать вниз («Висит сосулька крепкая над нашей головой, но солнце взойдет, сосулька упадет»).
Ассоциативно-дидактическая игра «Превращения воды»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды методом ассоциаций. Учить рассказывать о свойствах воды, находя характерные признаки в предметах в «коробочке ассоциаций». Продолжать развитие познавательных процессов и мыслительной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: стекло , зеркало, мишура, коньки, чайник, картинка тучки, лейка, камень, снежинки из бумаги, цепочка, кусочек ваты и т. д
Игровые правила: находить в коробочке предметы, по которым можно охарактеризовать свойства воды (какую форму имеет, в каких состояниях может быть и т. д.)
Игровые действия: поиск предмета, сопоставление его (предмета) с определенным свойством воды.
Появляется радостная Каплюшка.

-Теперь я знаю, где могу найти своих сестер и мне не страшны любые превращения.



Конспект НОД детей в старшей группе

на тему «Весенняя капель».

  

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

 

Задачи:


Образовательная область"Познание":
- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе( проталины, первые весенние цветы, прилёт птиц);
- закрепить состояние воды (твёрдое, жидкое);
- познакомить с газообразным состоянием воды.

Образовательная область "Социализация":
- закрепить умение подчиняться правилам в групповой игре;
- формировать желание действовать сообща;
- воспитывать культуру честного соперничества в играх- соревнованиях.

Образовательная область "Безопасность":
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе(бережно относиться к насекомым и растениям);
- расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.

Образовательная область "Труд":
- привлекать детей к посеву семян цветов.

Демонстрационный материал:
магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», картинка «Капитошка», набор картинок «Явления природы», набор картинок «Три состояния воды»,  кувшин с горячей водой, оргстекло (для опыта), набор картинок «Зимующие и перелетные птицы», дидактическая игра «Найди пару», дидактическая игра «Что в начале, что потом», семена цветов, одноразовые стаканчики с землей, палочки, салфетки (на каждого ребенка).

 


Ход:


Звучит музыка капели.
Воспитатель: Дети слышите звуки. Как выдумаете что это? (ответы детей)
Воспитатель: Да это растаяла сосулька и закапала и одна капля попала к нам на подоконник.
Дети рассматривают каплю - капитошку.
Воспитатель: Какая она? (круглая мягкая, водяная, холодная).
Воспитатель: Ребята давайте её оживим. Чего у неё нет (глаз, рта, носа) дети рисуют маркером.
Воспитатель: Капля  ожила - стала Капитошкой и мне на ушко сказала что потеряла своих друзей и просит помочь их найти.
Воспитатель: Ребята а где можно встретить друзей Капитошки(в речке, в озере, в море и т.д.) Ну что ребята поможем?

Первое  задание:
Воспитатель:  Дети подойдите, возьмите любую картинку и встаньте в круг, а теперь рассмотрите и скажите, что у вас на картинках. (Сугробы, речка. снег, дождь).
Воспитатель:   Подумайте что общего у всех этих картинках, что их объединяет. (по свойству воды). Да ребята  это вода в разном состоянии.
А сейчас у кого вода в жидком состоянии займут стульчики с право от меня, а у кого вода в твёрдом состоянии сядут на стульчики с лева от меня.
Вот мы с вами и выполнили первое задание и получаем капельку - а чтобы она не разлилась, опускаем в лейку.
Воспитатель:   Капитошка мне сказала что у воды есть еще одно состояние.
Посмотрите: Воспитатель:  показывает опыт газообразного состояния воды. (выносит кувшин с горячей водой и оргстекло).
Воспитатель:  Ребята посмотрите на графин с горячей водой и скажите что вы видите? (понимается пар, воздух). От горячей воды поднимается пар - это  тоже вода только в газообразном состоянии. Сейчас подставим оргстекло и что мы увидим - капельки воды.  При соприкосновении с холодным оргстеклом пар становится водой.  Мы с вами познакомились с ещё одним состоянием воды - газообразным -повторите чтобы запомнить.
Воспитатель:  Вы получаете капельку.
Воспитатель:  А сейчас мы с вами продолжаем выполнять задания уже по командам. Команда как себя назовёте. и вторая как себя назовёт........

Задание второе:
Воспитатель:  Ребята вам нужно будет подумать и закончить фразу
"Что бы вы сделали, если бы увидели?"
1. Мальчик срывает цветок подснежник в лесу?
2.девочка зажала в ладонях бабочку и не отпускает её?.
1. Пчела села вам на рукав?
2.Девочка трогает крапиву?
Воспитатель:  Вы справились с заданием- вам капелька.

Задание третье:
Воспитатель:  Мы   кормушку   смастерили,   мы   столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник — снегири, ярче утренней зари.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог налетели семь сорок.
В воскресенье,
Воскресенье
Прилетел гонец
Весенний —
Путешественник-скворец, вот и песенке конец.
Воспитатель:  Ребята собралась стайка птиц на нашей кормушке, а птиц так много что даже и невидно где какая зимующая . а какая перелётная.
Воспитатель:  Ребята вам надо будет назвать птицу и определить зимующая или перелётная и поставить на снежинку – зимующею, а на проталинку перелётную.
Выходят по одному из команд,  берут, называют птицу и ставят.
Воспитатель:  Молодцы выполнили задание  и получаете капельку.

Физкультминитка:  «Птички»
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.

Задание четвертое:  "Найди себе пару"
Воспитатель: Сейчас каждый возьмёт себе одну картинку с разноса.
У каждого есть половинка картинки,  вы должны найти  себе пару из соседней команды по весеннему признаку и объяснить, почему вы образовали такую пару.
Воспитатель:  Замечательно справились с заданием  и получаете  капельку.
Задание пятое:  "Что в начале, что потом?.
Воспитатель:  Чья команда встанет быстрее и главное правильно по порядку и объясните почему вы так встали. (дети рассматривают картинки и встают)
В:  «Семечко-росток-стебель-бутон- цветок- плод».
Воспитатель:  а кто без картинки, тот помогает встать правильно. Умнички вы выполнили задание, получаете  капельку.
Воспитатель:  Сейчас мы с вами увидели, как развивается семечко.А Капитошка тоже приготовила нам семена цветов. А что люди делают с семенами? (семена сажают в землю на даче, на клумбах).
Воспитатель:  А мы с вами  на наш участок посадим  цветы. А для чего нам  нужны цветы?  Чтобы было красиво, можно полюбоваться ими, понюхать, чтобы бабочки прилетали, радоваться и смотреть, как они растут и распускаются.
Воспитатель:  Сейчас нам Полина Шутова расскажет о растении "Календуле".
Воспитатель:  А ещё есть такое растение как "Клещевина" о ней расскажет Полина Вакушина.
Воспитатель:  Ребята, а какой же цветок  посадим  на наш участок? Календулу, потому что она красивая, полезная.
Воспитатель:  Спасибо вам девочки за интересные рассказы.

Практическая часть:
Воспитатель:  Сейчас проходим  за столы и рассмотрим семена  цветка календулы. На что они похожи? (Когти) Да народ так их и называет ноготки.
Возьмите стаканчики с землёй и сделайте палочками лунки  и посадите семечко и присыпьте землёй. А палочки воткните в свой стаканчик, чтобы знать свой стаканчик ,а мы с вами продолжим  наблюдения заполнять  в альбом.
Воспитатель:  Что нужно  для того чтобы семечко проросло? (Нужно тепло, нужен свет, нужна вода). Поставим на подоконник.

Воспитатель: ребята, спасибо вам, Капитошка очень доволен, всех вас благодарит за работу.





Конспект НОД детей в старшей группе

на тему «Откуда берется дождь».

 

Задачи:
1.    Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Познакомить с процессом конденсации.
2.    Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости  испарений от условий.
3.    Развивать познавательные способности: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причины и следствия тех или иных событий.
4.    Развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
5.    Воспитывать аккуратность, знать правила поведения при проведении опытов.
Предварительная работа: Провести исследовательскую деятельность по теме  «Узнаем, какая  вода»

Закреплять у детей представление о свойствах и качествах воды: прозрачность, безвкусна, без запаха, льется, принимает форму емкости, растворитель веществ. Дать представление о том, что вода выталкивает легкие предметы, воздействует на форму предметов. Выявить взаимодействие воды и снега. Закрепить свойства и качества снега.




         Ребята, послушайте такое стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,  водопроводном кране
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда
Без воды нам не умыться, не наестся, не напиться
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить

   - Ребята, а где можно увидеть воду на улице?
(ответы детей: в речке, в луже и т .д)
   - Откуда же вода в луже? (шел дождь, и вода осталась в луже)
   - Ребята, а как вы думаете, почему идет дождь?  Дети предлагают свои варианты ответов.
Давайте мы посмотрим нашу схему поиска:
1.      Если мы незнаем ответ на наш вопрос или не уверены, правильно ли отвечаем, что мы можем сделать
2.     Спросить у взрослых.
3.     Позвонить кому-то
4.     Прочитать в книге
5.     Можем сами провести опыт
(в работе с детьми использовать схематичные изображения пунктов поиска. см .приложении)
 Правильно, мы с вами можем сами попробовать сделать небольшой дождь прямо в группе. Готовы? Тогда превращаемся в исследователей и идем в нашу «лабораторию»
       Ребята, что вы знаете о  свойствах воды?
-Вода прозрачная, не имеет вкуса. Запаха, не имеет форму, выталкивает легкие предметы, испаряется.
- Вода может перейти в другое состояние? Да, может превратится в лед.
-от чего это зависит? Если  мы воду ставим в холод, она замерзает.
        Правильно, вода превращается в другое агрегатное состояние в зависимости от температуры.
      Ребята, а как вы об этом во всем узнали?
(мы провели эксперименты, и пришли к такому выводу)
       Вот и сейчас у нас проходит один продолжительный эксперимент, уже с прошлой недели.
Опыт «Куда делась вода»
       Ира рассказывает про этот опыт:
Мы налили в две емкости одинаковое количество воды, сделали отметку уровня воды. Один стакан поставили на холод, второй стакан поставили в тепло. В тепле вода уменьшилась, а в холоде осталась на том же месте.
Куда же делась вода?
Она испарилась. Значит, можно сделать вывод:
       Вода в тепле испаряется быстрее, чем в холоде.
Куда же, исчезает вода после дождя с асфальта, особенно летом (испаряется)
-А как вы понимаете, что такое испаряется?
Версии, предположения детей.
        А давайте мы сейчас с вами и попробуем увидеть, что такое испарение. Но сначала отдохнем. Игра «Вода, земля, воздух»
        Перед проведением эксперимента вспомним правила поведения во время опыта:
·       Внимательно посмотри и послушай.
·       Будь осторожен с горячей водой
·       Не мешай соседу во время работы
А теперь, давайте рассмотрим, что у нас на столе. Дети называют предметы; банка стеклянная, крышка металлическая сухая. Разложить на тарелочки лед. Ребята, что это и как можно получит лед летом?
Ответы детей: заморозить в оду в морозилке.
-А почему я не разложила лед вначале занятия? Лед бы растаял.
Правильно и мы с вами это уже проверяли раньше.
Разлить в банки горячую воду.
-Ребята, аккуратно поднесите руку, там, где идет пар. Что вы почувствовали? Идет тепло.
-Сейчас необходимо закрыть сухой крышкой и наблюдать, что происходит.
1. Поднимается пар, и мы его видим в банке. Какой он?  Белый, похожий на туман.
Сверху крышки положите лед и наблюдайте.
Кто хочет рассказать, что же происходит.
- мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.
Ребята мы с вами увидели, как получается дождь? Давайте сделаем вывод;
Из горячей воды идет пар, тепло это вода испаряется, поднимается вверх, там встречается с холодом  и пар превращается в капельки воды и падает вниз, течет по стенкам банки.
Под воздействием тепла вода испаряется, поднимается высоко, а температура на небе ниже, чем на земле и пар под воздействием холода превращается в дождь, а если у нас зима, температура низкая то капельки воды превращаются в снежинки.
Ребята я предлагаю вам нарисовать, то, что вам запомнилось, что вам было интересно.






Конспект занятия НОД
по опытно-экспериментальной деятельности
на тему:  «Воздух и вода»
Цель:

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

расширять знания о воздухе и воде,

активизировать речь и обогащать словарь.


Материалы к занятию:

 мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.


Ход занятия:


- Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
- Посмотрите, у нас еще гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.

Скороговорки скажем:

«Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали»

«Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки.
Три сегодня, три вчера
Три еще позавчера»

А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.
Упражнение с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.

Итак, занятие начнем с загадки.

Шар земной внесли в автобус,
Оказался это… (глобус)


- Что изображает глобус?            (планету)
- Как называется наша планета? (Земля)
- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, …)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

- Солнце – это планета? (звезда)
- Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
И заглядываешь в оконца
И зовут тебя все…» (Солнце)

- В какое время суток она нам светит? (днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море…)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо)
Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (стекло)
- А что еще прозрачным может быть? (вода)
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)
Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)
- Кто скажет про него загадку?



«Кинешь в речку не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»

Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим как шарик красиво отлетает вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

Физминутка.

«Мы мыльные пузырики»

- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух

Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх?
А почему? (Потому что они легкие)
А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)
- Давайте проверим.

Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Мыльный пузырик принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)
Значит воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
- Ребятки, вода это что? (жидкость)
- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)
- А может ли вода изменить свой цвет? (может если в нее положить краску)
- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде)
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)
- На какой сок похож? (лимонный)
- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)
- А если соль? (соленая)
- Лимон? (кислая)
- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.

Итог:

- Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?














Комментариев нет:

Отправить комментарий